Не секрет, что одна из самых значимых проблем при контроле со стороны государства за деятельностью юридических лиц — проблема так называемых “липовых” адресов.  Часто юридическое лицо невозможно найти по адресу, заявленному в его учредительных документах. Поскольку такое положение дел государство не устраивает, законодатель стремится сделать регистрацию юридического лица  по недостоверному адресу невозможной.

Вкратце рассмотрим историю изменений законодательных подходов к проверке заявленных юридическими лицами адресов.

До вступления в силу Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. регистрация юридических лиц в Нижнем Новгороде производилась районными администрациями. Для регистрации юридического лица достаточно было представить письмо от собственника соответствующего недвижимого имущества с гарантиями предоставления юридического адреса вновь создаваемой организации. Проверка соответствия сведений, указанных в гарантийном письме, реальному положению дел не проводилась. Именно тогда в городе появились так называемые адреса массовой регистрации. По одному и тому же адресу регистрировались сотни и тысячи юридических лиц, реально находящихся в других местах.

Закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. изначально был направлен на упрощение процедур регистрации. Так, например, сроки регистрации с принятием этого закона сократились с месяца до 5 дней. Закон в принципе не предусматривал необходимости подтверждать адрес регистрируемого юридического лица, и в первые годы действия этого закона, действительно, заявленный учредителями адрес не подвергался сомнению — его вносили в ЕГРЮЛ без дополнительных проверок. Для выбора юридического адреса учредителям достаточно было, что называется, ткнуть в карту города. Количество юридических лиц, которых невозможно было найти по адресу регистрации, выросло лавинообразно.

Осознав проблему, спустя несколько лет после вступления в силу Закона № 129-ФЗ, налоговые инспекции стали отказывать в регистрации юридических лиц в связи с недостоверностью заявленных сведений. “Недостоверность” сведений об адресе выявлялась самыми разнообразными способами:  звонки и запросы собственникам недвижимого имущества, выход на место, отнесение заявленного адреса к адресам массовой регистрации и т.п. Хотя законодательство не предполагало предоставления документов, подтверждающих место нахождения юридического лица, сдача таких документов как при регистрации юридического лица, так и при смене адреса вошла в практику. Если к пакету документов не прилагалась копия договора аренды либо свидетельства о праве собственности, отказ в регистрации был практически неминуем.

С 01 января 2016 года вступают в силу изменения закона о регистрации юридических лиц, которые существенно ужесточают требования к подтверждению юридическим лицом своего адреса. Во-первых, процедура смены адреса теперь состоит из двух этапов: сначала юридическому лицу надо будет уведомить налоговую инспекцию о том, что принято решение о смене адреса, и только спустя, как минимум, 20 дней можно будет менять сведения об адресе  в ЕГРЮЛ. Во-вторых, предоставление документов, подтверждающих адрес, теперь обязательно. В-третьих, налоговым органам предоставлена возможность приостанавливать регистрацию юридического лица при возникновении у него сомнений в достоверности заявленных сведений.

Из-за нововведений, по всей видимости, регистрация юридического лица по недостоверному адресу станет затруднительной. Однако же за годы действия закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. сформировалась целая индустрия по предоставлению адресов юридическим лицам, в связи с чем полное искоренение подобной практики представляется невозможным.